О правилах движения транспортного флота    

Этот раздел содержит те выдержки из Правил движения транспортного флота, которые непосредственно касаются действий судоводителя-любителя, управляющего маломерным судном.

Общий порядок движения и маневрирования

Суда, как правило, следуют в пределах судового хода. На участках с двусторонним движением суда следуют по правой (по ходу) полосе движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям),— придерживаясь оси судового хода.

Оборот суда выполняют, как правило, за кормой проходящих судов, пересекая судовой ход под углом, близким к прямому.

Судно, идущее от берега, причала и т. д., пропускает суда, следующие по судовому ходу, а судно, идущее с дополнительного судового хода, пропускает суда, следующие по основному судовому ходу. При сближении судов на равнозначных пересекающихся судовых ходах уступает дорогу судно, имеющее другое на своей правой стороне. При маневрировании у причалов одно судно, как исключение, может пропускать другое правым бортом. При этом скоростные суда находятся в водоизмещающем положении. Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешено только в светлое время суток. 

Ограничения в движении и маневрировании

Запрещается движение судов и других плавучих средств самосплавом, а также самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных и особых случаев (при этом управляет маневрированием и подает сигналы судно со свободным левым бортом); расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных заградительных ворот каналов и переправ при ширине судового хода менее 200 м, в пролетах мостов, а также в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение вверх и вниз осуществляется через один и тот же пролет (последнее не относится к мостам, расстояние между которыми менее 1 км, к скоростным судам и к водоизмещающим судам, длина которых менее 20 м); обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м.

Особые случаи буксировки и толкания

Во время буксировки или совместной буксировки и толкания несколькими судами сигналы подает передний буксировщик, если буксировка на тросе, в кильватер. Если буксировщики ошвартованы бортами, подает сигналы судно, с которого подан буксирный трос. При этом у судна, с которого подан трос, должен быть свободным левый борт.

При буксировке под бортом буксируемое судно должно находиться с правой стороны буксировщика.  

Расхождение водоизмещающих судов

При встречном движении суда расходятся левыми бортами. Если по каким-либо причинам расхождение затруднено, судно, идущее вверх, регулирует свое движение так, чтобы встреча произошла в удобном для пропуска встречного судна месте по левому борту. Если такой пропуск невозможен, то судно, идущее вверх, как исключение, переходит на левую (по ходу) сторону и пропускает встречное судно по правому борту.

Судно, идущее вниз, приближаясь к пропускающему судну, заблаговременно уменьшает скорость, уклоняясь в соответствующую сторону, и следует так до тех пор, пока пропускающее судно не останется позади. Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора — при визуальном обнаружении встречного судна, подает отмашку: при расхождении (пропуске) по левому борту — с левого борта, при пропуске по правому борту — с правого. Судно, идущее вниз, подтверждает указанную ему сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки с соответствующего борта.

Судно на заднем ходу пропускает суда, следующие по судовому ходу, со стороны борта, обращенного к оси судового хода, для чего оно первым подает три коротких звука и отмашку с соответствующего борта.

Суда, включая скоростные, при встречном движении поперек судового хода могут расходиться любыми бортами. Сторону расхождения определяет судно, идущее от правого берега, показывая ее заблаговременной подачей отмашки.  

Обгон водоизмещающих судов

Как правило, такой обгон осуществляется по левому борту обгоняемого судна. Обгон по правому борту допускается как исключение. Судно, которое намерено обогнать другое судно (состав), не ближе чем за 0,5 км до обгоняемого судна подает запрос сигналом из двух продолжительных и двух коротких звуков. Обгоняемое судно, получив запрос, при возможности обгона дает отмашку с того борта, по которому разрешает обгон, уменьшает ход и уклоняется в противоположную сторону, следуя так до окончания обгона. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта и осуществляет обгон.

При невозможности обгона обгоняемое судно подает звуковой сигнал «Предупреждение». В этом случае обгон происходит только при получении разрешения, которое дается без повторного запроса.  

Расхождение и обгон скоростных судов

Скоростные суда расходятся только левыми бортами, при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх. Обгон происходит только по левому борту обгоняемого судна, при этом последнее, получив запрос и разрешив обгон, уменьшает скорость и следует в водоизмещающем положении до окончания обгона.

Сторону обгона и расхождения с другими судами определяет и показывает скоростное судно. При этом, как правило, расхождение осуществляется левыми бортами, а обгон — по левому борту обгоняемого судна. Встречные и обгоняемые суда подтверждают отмашкой указанную сторону и не отклоняются от своего пути до окончания расхождения или обгона.

При расхождении и обгоне скоростные суда обмениваются между собой и с другими судами такими же сигналами и на тех же расстояниях, что и водоизмещающие суда.  

Движение в узкости

Судно, подходящее к непросматриваемому или затруднительному нерегулируемому участку, при невозможности заблаговременно увидеть встречное судно уменьшает ход и подает один продолжительный звук. Ночью этот сигнал дублирует луч прожектора, направленный вверх. При движении по такому участку большой протяженности судно через каждые 2—3 мин подает два продолжительных звука.

Другие суда, убедившись в занятости участка с односторонним движением, останавливаются в безопасном месте и ожидают встречное судно. При одновременном подходе к такому участку судно, идущее вверх, останавливается и пропускает судно, идущее вниз.                              

Движение мимо судов технического флота

Судно на подходе к судам технического флота, работающим на судовом ходу, с расстояния не менее 1 км подает один продолжительный звук.

Дноуглубительный снаряд освобождает часть судового хода, достаточную   для пропуска судна, и показывает сторону прохода днем светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой, ночью — миганием двух тентовых (надстроечных) огней: если снаряд отошел к левой кромке — зеленых, если к правой — красных.

Дноочистительный снаряд или судно, занятое подводными работами, днем показывает сторону пропуска флагом-отмашкой, а ночью — миганием одного огня: белого при работе у левой кромки судового хода, красного при работе у правой.

Получив разрешение, судно дает отмашку с соответствующего борта и проходит мимо. При одновременном подходе судов сверху и снизу в первую очередь проходит судно, идущее вниз, или скоростное независимо от направления движения. Если пропуск приближающегося судна невозможен, не менее чем за 1 км до него судно технического флота подает сигнал «Предупреждение». Получив этот сигнал, приближающееся судно прекращает движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.  

Движение мимо рыболовных судов

На реке рыболовное судно, стоящее на снастях, заводящее невод или сплывающее по течению с выпущенной сетью, заблаговременно предупреждает проходящие мимо суда следующими сигналами: ночью при работе у правого берега миганием красного огня, у левого миганием белого огня; днем красным или белым флагом-отмашкой соответственно. Судно, проходящее мимо, подтверждает сторону прохода подачей отмашки с соответствующего борта.  

Движение под мостами

Проход судов под мостами разрешен только через судоходные пролеты. При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом первым его проходит судно, идущее вниз, или скоростное независимо от направления движения.  

Движение у наплавных мостов, шлюзов и канатных переправ

Во всех пунктах, кроме областных центров, пропуск судов через наплавные мосты осуществляют в любое время суток при подаче судном продолжительного звука с расстояния не менее 1 км. В областных центрах суда пропускают по специальному расписанию. При подходе к шлюзу или канатной переправе на траверзе знака «Внимание!», а при его отсутствии с расстояния не менее чем за 1 км судно подает продолжительный звук. Тогда паром канатной переправы освобождает судовой ход и не начинает движения от берега. При пропуске судов через шлюзы и наплавные мосты используют светофорную (семафорную) сигнализацию.

Якорная стоянка

Суда, составы и плоты стоят на якоре на специальных рейдах, а в пути следования — вблизи кромки судового хода или за ней, где не мешают движению и маневрированию других судов. Запрещено отдавать якоря или останавливаться в охранных зонах подводных переходов, водозаборов и т. д., за исключением случаев угрозы аварии для судна. Запрещено также стоять на якоре на перекатах, в коленах, узкостях, у берега с прижимным течением, мостов и гидросооружений, в районе дебаркадеров, на подходе к пассажирским и грузовым причалам, переправам, а также вблизи навигационных знаков.  

Плавание при ограниченной видимости

«Ограниченная видимость» — это визуальная видимость менее 1 км. Движение при такой видимости разрешено только судам с радиолокаторами, компасами и УКВ радиостанциями, за исключением судов пассажирского флота и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки ниже 60 °С, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами. Скоростным судам разрешено движение в водоизмещающем режиме только до ближайшего места безопасной стоянки.

Порядок движения судов при ограниченной видимости:

При ширине судового хода менее 100 м разрешено движение одиночных судов только вверх. Проход под мостами разрешен, если судоходные пролеты надежно опознаются не менее чем за 0,5 км. (Суда, прекратившие движение, и суда, которым движение запрещено, отстаиваются по возможности там, где не создают затруднений для ориентировки и прохода других судов.) На каналах, независимо от ширины судового года, суда и составы движутся в обе стороны только при визуальной видимости обоих берегов по траверзу и не менее двух длин судна (состава) по курсу.

На ходу и стоянке суда подают звуковые сигналы, предусмотренные для ограниченной видимости. При расхождении, пропуске и обгоне они могут периодически включать светоимпульсные (световые) отмашки с соответствующего борта, а при сближении на расстояние визуальной видимости — подавать звуковые сигналы маневроуказания.

Запрещенные маневры при ограниченной видимости:

расхождение и обгон на судовом ходу шириной менее 200 м, если видимость составляет менее трех длин судна (состава); швартовка к причалам, судам и т. д., если видимость составляет менее двух длин судна. Местными правилами плавания могут быть установлены участки, на которых движение при ограниченной видимости запрещено.

Расхождение (пропуск) судов при ограниченной видимости

осуществляется только левыми бортами следующим образом: судно, идущее вверх, уклоняется вправо, останавливается или уменьшает скорость до минимальной и пропускает встречное судно (состав) по левому борту; судно, идущее вниз, уменьшает ход до минимального, уклоняется вправо и следует так до тех пор, пока не оставит позади встречное судно.

Обгон судов при ограниченной видимости

разрешен при ширине судового хода не менее 100 м и только со стороны левого борта обгоняемого судна. Последнее уменьшает скорость до минимальной, уклоняется вправо и следует так до окончания обгона.

Огни, знаки и сигналы судов                   

Звуковые сигналы судов. Общие сведения

Звукосигнальные устройства для подачи продолжительных и коротких звуков должны иметь все самоходные суда длиной 7 м и более. Продолжительность короткого звука около 1с, продолжительного — от 4 до 6 с.

Звуковые сигналы должны быть слышны на расстоянии не менее чем 2 км при подаче с судна длиной 20 м и более и не менее чем 1 км при подаче с судна меньшей длины. Ночью звуковые сигналы могут быть дублированы светом (прожектора, белого кругового огня).

Несамоходное судно с экипажем для подачи звуковых сигналов имеет колокол или заменяющий его металлический предмет. Маломерные суда также рекомендуется оборудовать звукосигнальными устройствами, а при их отсутствии — колоколами или заменяющим их предметом.

Подача звуковых сигналов, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные Правилами плавания, запрещена.

Звукосигнальные устройства маломерных судов

Такое устройство должно быть установлено не ниже крыши рубки или непосредственно на ней. В качестве звукосигнальных устройств можно использовать рожки, ручные сирены, автомобильные электрические сигналы. Звук рожка слышен на расстоянии до 1 км, электрический автомобильный сигнал — на расстоянии до 2 км, сирены — на расстоянии до нескольких километров. Звук воздушного свистка слышен вдвое дальше, чем звук человеческого голоса.

Слышимость звуковых сигналов зависит от мощности источника звука, частоты звуковых колебаний, условий распространения и прослушивания звуковых сигналов в месте приема. На практике слышимость  очень сильно зависит от погодных условий и мешающих шумов в месте приема звуковых сигналов. Рекомендуемая для маломерных судов частота звуковых колебаний составляет 250—700 Гц.

Классификация сигналов по назначению

Все звуковые сигналы можно объединить в следующие группы: сигналы маневроуказания, которые подаются в пределах видимости судов, предупреждают о маневре или характере движения судна, подающего сигнал; информационные сигналы, предназначенные для передачи остальных сообщений; сигналы при ограниченной видимости; тревожные сигналы при аварийной ситуации или для ее предотвращения.

Сигналы маневроуказания 

имеют следующие значения:         

один короткий звук  - «Я изменяю свой курс вправо»

два коротких звука  — «Я изменяю свой курс влево» 

три коротких звука  — «Мои движители работают на задний ход»

четыре коротких звука  — «Я намереваюсь сделать оборот» или «Я намереваюсь остановиться»

короткий и продолжительный звуки  — «Прошу увеличить ход»

продолжительный и короткий звуки  — «Прошу уменьшить ход»

два продолжительных и два коротких звука  — запрос разрешения на обгон

Информационные сигналы

представлены следующими звуками:      

два продолжительных звука  через каждые 2—3 мин подает судно при движении в узкости;

продолжительный, короткий и продолжительный звуки означают «Прошу выйти на радиосвязь»;

 продолжительный и три коротких звука  подает пассажирское судно, отходящее в рейс;

продолжительный, короткий, продолжительный и короткий звуки  означают «Я Вас понял»;

продолжительный звук  подают при подходе к узкости, земснаряду, канатной переправе, наплавному мосту, шлюзу, он может быть подан пассажирским судном, подходящим к пристани или причалу.

Сигналы при ограниченной видимости 

 подают следующим образом:

продолжительный звук  через промежутки времени не более 2 мин подает одиночное самоходное судно на ходу;

продолжительный и два коротких звука  через те же промежутки времени — буксирующее или толкающее судно на ходу;

короткий, продолжительный и короткий звуки —судно (состав), стоящее (стоящий) на якоре или на мели, для предупреждения приближающихся судов (несамоходное судно с экипажем в этом случае подает сигнал частыми ударами в колокол или металлический предмет).

·      Тревожные сигналы

включают в себя три вида звуковых сигналов:  

Сигнал «Предупреждение»  состоит из пяти и более коротких звуков. Этим сигналом судно предупреждает другое судно об опасности, в связи с которой от последнего требуется принятие определенных мер (вплоть до прекращения движения) . Несамоходное судно подает этот сигнал частыми непрерывными ударами в колокол или металлический предмет.

 Сигнал «Человек за бортом»  состоит из трех продолжительных звуков. Этот сигнал подают при падении человека за борт и во время его спасания.

  Сигнал бедствия  представляет собой непрерывный звук  любого устройства, предназначенного для подачи звуковых сигналов, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет (сигналы применяют вместе или раздельно). Этот сигнал судно подает, когда терпит бедствие и требует помощи. В такой ситуации подаются также радиотелеграфный сигнал бедствия, радиотелефонное сообщение о бедствии и зрительные сигналы бедствия.

Ограничения в подаче звуковых сигналов

В крупных населенных пунктах и на отдельных участках водного пути подача звуковых сигналов может быть запрещена местными правилами плавания (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийных ситуаций). На Украине, например, в черте крупных городов-портов разрешено подавать только тревожные звуковые сигналы (бедствия, «Человек за бортом» и «Предупреждение»), сигнал маневроуказания «Мои движители работают на задний ход», а также информационный сигнал при подходе к земснаряду.

Огни, знаки и сигналы судов                   

Дневные знаки судов

Судовые знаки играют важную роль в системе обеспечения дневной безопасности плавания. Умение «читать» эту информацию — обязательный элемент обучения судоводителей-любителей. Правила, относящиеся к знакам судов, соблюдаются днем — от восхода до захода солнца.

Знаками судов служат флаги «А» и «Б» из Международного свода сигналов: «А» — бело-синего цвета с границей цветов по вертикали, «Б» — красного цвета (оба флага с «косицами») и флаг белого цвета с «косицами», черный шар диаметром 60 см, черный конус, высота и диаметр основания которого составляют по 60 см.          

Флаг «А» вывешивают на дноочистительном снаряде или судне, занятом подводными работами, но без водолазных.

      Два расположенных вертикально флага «А» несет судно, занятое водолазными работами.

      Флаг «Б»  выставляют самоходные суда на стоянке и несамоходные суда с нефтегрузами, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами (в дальнейшем для краткости — суда с нефтегрузами) на ходу и стоянке, а также нефтеперекачивающая, нефтебункеровочная или зачистная станция (в дальнейшем для краткости — нефтеперекачивающая станция).

      Два вертикально расположенных флага «Б» красного цвета вывешивают на рыболовном судне с опущенными в воду сетями, стоящем у правого берега.

       Два вертикально расположенных флага белого цвета такое судно несет у левого берега.

       Черный шар  на наиболее видном месте в носовой части выставляют на самоходном судне, стоящем на якоре; судно шириной менее 5 м этот знак может не выставлять.

       Два черных шара  или подобных предмета, расположенных по вертикали, должно нести судно, лишенное возможности управляться

       Три черных шара  — самоходное или несамоходное судно на мели.

        Черный конус вершиной вниз выставляет судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой

        Два черных конуса вершинами вместе несет судно, занятое ловом рыбы на озере или водохранилище.

       Вместо этого знака может быть выставлена корзина  при длине судна менее 20 м.

     Черный шар и флаг «Б»  несет стоящее на якоре самоходное судно с нефтегрузами.

     Два черных шара и флаг «Б»  выставляет судно с нефтегрузами, лишенное возможности управляться

     Три черных шара и флаг «Б»  нефтегрузами, стоящее на мели, если мимо него невозможен проход других судов.

Ходовые огни и возможный курс судна по отношению к маломерному судну 

Секторы освещения ходовых огней выбраны так, что цветные бортовые огни практически нельзя перепутать с цветными навигационными огнями: бортовые огни всегда видны «в сопровождении» топовых. Но одного этого недостаточно для надежной ориентировки ночью: водителю маломерного судна крайне важно знать, на каких курсах он сближается с увиденным транспортным судном. Наиболее опасны встречные курсы — от лобового до траверзного, когда суда сближаются со скоростью, превышающей скорость каждого из них. Сближение на остальных курсах происходит со скоростью, меньшей, чем скорость наиболее быстроходного из них.

Ходовые огни позволяют быстро установить, опасно ли сближение с увиденным судном. Для этого нужно помнить правило: 

движущийся красный огонь опасен справа по курсу,    зеленый — слева.   

В первом случае увиденное судно пересекает наш курс справа, так что мы видим его левый борт, во втором случае - наоборот.

Однако наиболее опасна ситуация, когда впереди по курсу видны оба бортовых огня — если не изменить курс своего судна, столкновения не избежать!

Рис.  Ходовые огни и возможные курсы (штриховые линии) транспортного судна по отношению к маломерному:

1 — маломерное судно (наблюдатель);

2 — транспортное судно