ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК, ПЛЯЖАМИ И ДРУГИМИ МЕСТАМИ МАССОВОГО ОТДЫХА НА ВОДОЕМАХ, ПЕРЕПРАВАМИ И НАПЛАВНЫМИ МОСТАМИ

 

                          I. Общие положения

     1.1.   Правила   технического   надзора  за  маломерными  судами, поднадзорными    Государственной   инспекции   по   маломерным   судам Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны, чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий, базами  (сооружениями)  для  их  стоянок,  пляжами  и  другими местами массового  отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (далее -  Правила)  разработаны в соответствии с Положением о Государственной инспекции  по  маломерным  судам  Министерства Российской Федерации по делам   гражданской   обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий    стихийных    бедствий,    утвержденным   Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  23  декабря 2004 г. N 835, и устанавливают   единый  на  территории  Российской  Федерации  порядок технического    надзора    за    маломерными   судами,   поднадзорными Государственной  инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайных  ситуаций  и ликвидации  последствий  стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами  (сооружениями)  для  их  стоянок,  пляжами  и  другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

     1.2.   Технический   надзор  осуществляется  должностными  лицами Управления  ГИМС  МЧС  России,  территориальных органов ГИМС в составе главных  управлений  МЧС  России  по субъектам Российской Федерации, а также  соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России.

     1.3. Учет результатов технического надзора за маломерными судами, базами  (сооружениями)  для  их  стоянок,  пляжами  и  другими местами массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправами и наплавными мостами,    а    также    формы   бланков   технической   документации устанавливаются  настоящими  Правилами и иными нормативными актами МЧС России.

 

             II. Технический надзор за маломерными судами

    2.1.   Технический   надзор   осуществляется   за  принадлежащими физическим и юридическим лицам:

     самоходными   судами   внутреннего  плавания  и  иными  плавучими объектами  вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее  55  киловатт  или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее  80  тонн  (кроме  пассажирских,  наливных, военных, прогулочных, парусных  и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также  принадлежащих  физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее  100  килограммов,  байдарок  - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внутренних водах;

     прогулочными  судами  пассажировместимостью  не  более 12 человек независимо  от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и  плавучими  средствами  пассажировместимостью  не более 12 человек с главными  двигателями  мощностью  менее  55  киловатт  или  подвесными моторами  независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными  судами  вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских,  нефтеналивных,  буксирных,  военных  и  спортивных судов), используемыми в целях мореплавания.

     2.2.  Технический  надзор  за  маломерными судами включает в себя осуществление  контроля  за  их  техническим  состоянием в процессе их пользования,  в  том  числе  проверок маломерных судов на соответствие техническим   нормативам   выбросов   в   атмосферный  воздух  вредных (загрязняющих)  веществ,  а  также  проведение  первичных  и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

     2.3.  Первичное  техническое освидетельствование проводится перед государственной   регистрацией   маломерного   судна.   При  первичном техническом  освидетельствовании  проверяется техническая документация на  судно,  устанавливаются  вместимость  судна, обязательные условия, нормы   и   технические   требования   по   его   грузоподъемности   и пассажировместимости,  допустимой  мощности  и  количеству  двигателей (подвесных  моторов),  допустимой  площади  парусов,  району  плавания (удалению  от  берега),  минимальной  высоте  надводного борта, высоте волны,  при  которой  судно  может  плавать, оснащению спасательными и противопожарными   средствами,  сигнальными  огнями,  навигационным  и другим оборудованием.

     Для  маломерных  судов  индивидуальной  постройки,  а также судов промышленной   постройки,   технические   характеристики   которых  не соответствуют   характеристикам,  указанным  в  техническом  формуляре (паспорте),  дополнительно  проводятся  испытания  мореходных  качеств (плавучести,     остойчивости     и    непотопляемости).    Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с  заключением  о  годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

     Указанные  в  акте  первичного  технического  освидетельствования условия  и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете    специальным   штампом   делается   отметка   о   техническом освидетельствовании,    заверяемая    подписью    должностного   лица, проводившего  освидетельствование,  и  выдается  технический  талон на годность   к  плаванию  (далее  -  технический  талон)  установленного образца.

     На  используемые  в  целях мореплавания прогулочные суда, которым установлены  морские  районы  плавания  0,  I,  II  или  III категории сложности,  по результатам первичного технического освидетельствования вместе с судовым билетом оформляется свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию.

     2.4.  Ежегодное  техническое  освидетельствование  проводится  до начала  пользования  маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия  навигации.  При  ежегодном  техническом  освидетельствовании проверяется  наличие  технической  документации, неизменность основных элементов  судна,  его  техническое  состояние, наличие оборудования и оснащения  в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

     Маломерные      суда,     прошедшие     первичное     техническое освидетельствование   в   текущем   году,   на  ежегодное  техническое освидетельствование в этом году не представляются.

     2.5.   Техническое   освидетельствование   проводится   по  месту регистрации   маломерного   судна   на   пункте  технического  осмотра соответствующего  подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

     Место,  время,  организация работы пунктов технического осмотра и графики   проведения   ежегодного   технического   освидетельствования маломерных судов доводятся до сведения судовладельцев и владельцев баз (сооружений) для стоянок этих судов.

     2.6.    Техническое    освидетельствование    маломерного   судна проводится,  как  правило,  на  плаву.  Государственный  инспектор  по маломерным  судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать   в   необходимых   случаях   от   судовладельца  создания дополнительных  условий  при  освидетельствовании  -  создание  крена, дифферента или подъема судна на берег.

     2.7.    Оценка    технического    состояния   маломерного   судна устанавливается   отдельно  по  корпусу  и  надстройкам;  устройствам, оборудованию   и   снабжению;   противопожарной  защите;  механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам.

     Для   определения   годности   маломерного  судна  к  плаванию  в соответствии  с техническими требованиями предусматриваются три оценки его    технического   состояния:   "годное",   "ограниченно   годное", "запрещенное к пользованию". Оценка технического состояния маломерного судна  в  целом  устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта.

     2.8.    При   получении   маломерным   судном   оценки   "годное" судовладельцу  выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании.

     2.9.  Маломерные  суда,  получившие оценку технического состояния "ограниченно  годное", могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания:

     по волновому режиму;

     по району плавания и удалению от берега;

     по допустимой мощности двигателя;

     по грузоподъемности и пассажировместимости;

     по площади парусов.

     При  получении  маломерным  судном  оценки  "ограниченно  годное" составляется   акт   технического   освидетельствования,   в   котором указываются установленные ограничения.

     Установленные  в акте ограничения вносятся в судовой билет, а для используемых   в   целях   мореплавания   прогулочных  судов,  которым установлены   морские  районы  плавания  0,  I,  II  и  III  категорий сложности, эти сведения вносятся и в свидетельство о годности морского прогулочного   судна   к  плаванию,  после  чего  делается  отметка  о техническом   освидетельствовании   в   судовом   билете   и  выдается технический талон.

     2.10.  На  маломерное  судно,  получившее  оценку  "запрещенное к пользованию", составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах  с  заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр  акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте  замечаний  маломерное  судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию.

     2.11.    Технические    осмотры    проводятся    после   ремонта, переоборудования  и  аварии  маломерных  судов,  а  также  по  просьбе судовладельца.

     Результаты  осмотра оформляются в двух экземплярах на бланке акта технического   освидетельствования,   который   заполняется  в  части, касающейся   результатов   осмотра.  Один  экземпляр  акта  передается судовладельцу.

     2.12.  Пользование  маломерными  судами  запрещается  при наличии следующих технических неисправностей:

     2.12.1. По корпусу:

     имеются свищи, пробоины набора и обшивки;

     отсутствуют  или  разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

     2.12.2. По рулевому устройству:

     не  обеспечивается  полный  угол  перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

     повреждены  перо  руля  или детали рулевого привода (направляющие блоки,  опорные  подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

     отсутствуют   предусмотренные   конструкцией   детали   крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).

     2.12.3. По двигателю, подвесному мотору:

     топливо  подтекает  из  бензобаков,  топливного  шланга,  системы питания;

     имеется значительная вибрация;

     отсутствует или неисправен глушитель;

     повреждена система дистанционного управления двигателем;

     не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка  реверса  не  фиксируется  в  положениях  "вперед",  "назад", "нейтрально"  (возможно  его самопроизвольное включение и выключение), неисправна   блокировка  запуска  двигателя  (мотора)  при  включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

     2.12.4.   Отличительные   огни   не  соответствуют  установленным требованиям.

     2.12.5.   Комплектация  и  оборудование  судна  не  соответствуют нормам, указанным в судовом билете.

     О запрещении пользования судна делается запись в судовом билете в разделе "Особые отметки и дополнительные сведения".

 

           III. Технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов

 

     3.1.  Технический  надзор  за  базами  (сооружениями) для стоянок маломерных   судов   (далее  именуются  -  базы)  включает  проведение ежегодных  технических  освидетельствований и осуществление контроля в период   их  пользования  за  выполнением  требований  по  обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на воде.

     3.2.  Учет  баз ведется в соответствующих подразделениях ГИМС МЧС России.

     3.3.  Ежегодные  технические  освидетельствования баз проводятся, как  правило,  до  начала  навигации  с целью проверки их готовности к пользованию и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов.

     Конкретные   сроки  проведения  технического  освидетельствования устанавливаются   руководителями  подразделений  ГИМС  МЧС  России  по согласованию с владельцами баз.

     3.4. При техническом освидетельствовании проверяется документация на  образование  базы, техническая документация, техническое состояние береговых      и      плавучих      сооружений,     укомплектованность аварийно-спасательным   имуществом   и  оборудованием,  организация  и осуществление   выпускного   режима,  обеспечение  безопасной  стоянки маломерных  судов,  отсутствие  на  базе  незарегистрированных судов и соответствие   количества   маломерных   судов   установленным  нормам базирования.

     3.5. Результаты технического освидетельствования базы оформляются актом  в  двух  экземплярах  (приложение N 2), один экземпляр которого передается  владельцу  базы.  При  соответствии технического состояния базы установленным требованиям дается разрешение на пользование базой, о чем в акте делается соответствующая запись.

Внимание! это сообщение появляется в Демо-версии.